История одной покупки и перегона перед Рождеством

Автор: | 13.05.2019

Как все начиналось.

В середине декабря 2016 года после положительных договоренностей нефтедобывающих стран, и укрепления курса рубля, начали поступать телефонные звонки от старых клиентов по поводу возможности покупки и перегона автомобиля из Европы. Знакомый моего давнишнего клиента захотел приобрести минивен возрастом не старше 4 лет с разумным пробегом в хорошем техническом состоянии.

Предложения Российского рынка удручали больше из-за технического состояния. Рынок минивенов к сожалению был убит кризисом 2014 года. Официальные продажи производителей прекращены и альтернатива только одна Лада – Ларгус, если ее можно назвать минивеном. Связавшись с заказчиком, я попросил его написать пожелания по поводу своего будущего автомобиля. Был озвучен бюджет на покупку порядка 1 миллиона рублей. Увы ,начиная с данной суммы нынче можно рассматривать целесообразность покупки машины за границей. В результате поисков и рекомендации знакомых, начали поиск автомобиля Ниссан NV 200, аналог японского Ниссана Сирена. Преимущества данной машины, при достаточно скромных габаритах присутствует наличие 7 пассажирских мест и наличие дизеля с небольшим рабочим объемом, что очень положительно сказывается на сумме таможенных платежей и конечной стоимости автомобиля.

Определившись с моделью, начали поиски предложений по рынкам. Имея опыт поиска автомобилей в Европе, можно сказать что при унификации законов Евросоюза, есть национальные налоговые особенности, которые определяют парк типов легковых автомобилей. Например, небольшие транспортные налоги на дизельные автомобили в Бельгии, определили богатый выбор легковых автомобилей с экономичным двигателем на дешевой солярке. Крупные налоги на легковые автомобиля, но существенные скидки по налогам на легковые грузовики, сформировали интересный ряд решений машин в Нидерландах. Поиск Ниссана NV 200 с дизелем 1.5 литра объемом определял нормальное количество предложений этих машин в Германии. В Бельгии выбор данной модели ограничивался на момент поиска наличием только грузовых версий. Предложения пассажирских версий в Германии приятно радовали комплектацией автомобиля, практически все предложения были от официального дилера Ниссан, что теоретически давало хоть какие то гарантии заявленного состояния машины к реальному. Никому не надо рассказывать о преимуществах покупки подержанного автомобиля в Германии. Хороший достаточно мягкий климат, чистота, хорошие дороги, качественное топливо. При покупки автомобиля рассматривали варианты с возвратным налогом НДС, это возможно если автомобиль эксплуатировался какой нибудь фирмой, как правило лизинговой. Остаточная стоимость машины возвращаемой лизинговой компании очень сильно зависит от пробега, технического и внешнего состояния машины, регулярности технического обслуживания. Поэтому во времена «евро по 40», и хорошему спросу на машины из Европы удавалось приобрести достаточно приличные машины, при экспорте за пределы ЕС которых, получали возврат в размере 19% от стоимости машины, неплохой дисконт. Но к сожалению, данную особенность немецкого рынка знают во многих странах Европы и Африки, и количество покупателей подержанных автомобилей достаточно большое, что сказывается на стоимости машин. Среднее предложение нужного автомобиля по немецкому рынку было от 12000 евро, но тут совершенно случайно было принято решение посмотреть рынок Скандинавии, что стало весьма интересным открытием. Данная модель машины оказалась весьма популярна в Швеции, со всеми преимуществами комплектации машины для рынка северной страны. И самой находкой оказалась это цена 9000 евро без налога НДС. Наверное это можно объяснить небольшим объемом рынка внутри страны. А рынок машин на экспорт сузился из за экономических проблем стран Восточной Европы. В итоге искомая машина нашлась в прекрасном техническом состоянии и богатой комплектации в пригороде Стокгольма. Преимуществом покупки автомобиля в Швеции является наличие возможности проверки истории автомобиля с помощью системы CARFAX. Но имея опыт покупки автомобилей в США , к данной информации надо относиться осторожно. Бывало очевидное расхождение между историей машины и ее реальным состоянием.

Данный автомобиль продавался достаточно крупной компанией специализирующейся на продаже подержанных автомобилей. Связавшись с продавцом была оперативно получена вся необходимая информация по поводу выставленной на продажу машины Ниссан NV200 2013 выпуска с пробегом 75000 км. Хорошая богатая комплектация, комплект зимней резины на дисках, отличная цена машины, на 3000 евро дешевле немецкой, послужили поводом к приобретению данного автомобиля.

Существенным плюсом еще является небольшая стоимость накладных расходов по доставке машины до Санкт-Петербурга. С заказчиком был разработан план по пригону автомобиля в период новогодних каникул к моменту начала работы таможни после январских праздников. По данному плану можно было не спеша добраться до Швеции осмотреть и проверить машину и приобрести, после покупки машины в Стокгольме спокойно подготовить все документы для ввоза на территорию России. Но увы планы были все нарушены изменением законодательства в плане технического регулирования транспортных средств ввозимых на территорию Евразийского Экономического Союза , вступающих в силу с 1 января 2017 года. 20 декабря был найден автомобиль . Так как в связи с высоким курсом валют высокими таможенными платежами и утилизационными сборами последний пригнанный автомобиль до этого был летом 2015 года, из за отсутствия необходимости особого интереса к изменениям в сфере таможни не было. Подготовкой таможенного депозита и изготовлением справки о технических характеристиках начали заниматься 21 декабря, и тут стало понятно что планам по пригону машины не суждено сбыться. Машину растаможить и получить ПТС после 1 января 2017 года нет возможности, так как она не оборудована сертифицированной системой автоматического вызова служб экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС, и получить сертификат безопасности колесного транспортного средства без системы будет невозможно. Растаможить пожалуйста, но ПТС не выдается. Короче после Нового года машина превращалась в памятник. Вот тут и началась переборка вариантов решения данной проблемы. Выход остался один ввозить и оформлять до Нового года. Проблема самая главная Католическое рождество в Европе которое выпадает на 25-27 декабря. Святые нерабочие дни. Забрать автомобиль в канун европейских рождественских праздников, догнать до границы и оформить депозит тоже было невозможно, так как автомобиль на экспорт из Швеции оформляется исключительно по почте в течении нескольких дней. Увы Швеция это не Германия , где такие процедуры мы решали в течении пары часов.После многих обсуждение было принято весьма рисковое решение, не осматривая машины заранее внести в банк сумму таможенного депозита и подготовить все необходимые документы, экспертизы и сертификаты в период европейских рождественских праздников. Надо отдать должно шведским продавцам , что поняв наши проблемы они пошли навстречу и на основании только устных наших обещаний о покупке заказали экспортные документы и сняли машину с продажи. Риск внести депозит и приехать в Швецию впустую, или увидеть “убитое” транспортное средство был очень великий. Но кто не рискует, тот не пьет шампанское.

Перегон

26 декабря рано утром я выехал на автобусе замечательной компании LUX EXPRESS из Санкт-Петербурга в Хельсинки. С собой были все необходимые таможенные документы , доверенности. Хочется отметить дорогу до Хельсинки вышеназванной транспортной компанией. Одним словом полный восторг от сервиса. До этого приходилось ездить до аэропортов Финляндии автобусами, но тут вся разница как небо и земля. Ультрасовременный комфортабельный автобус оборудованный все необходимым для комфортной поездки, начиная от сидений, персональных мультимедийных развлекательных систем, видео, музыка, игры, интернет и отличный вкусный безлимитный кофе из кофемашины сделали обыденную поездку по Хельсинки отличным легким путешествием.

В 12 часов дня у уже гулял по улицам рождественской финской столицы. В ожидании посадки на паром компании Викинг Лайн.

Передавая деньги на автомобиль мой новый заказчик спросил, удастся что-нибудь сэкономить на доставке машины, и у меня возник план сделать ему подарок к Новому году. Я выбрал может не самый быстрый, но точно самый экономичный путь до Стокгольма и обратно. Так как машина находилась в ближайшем пригороде Стокгольма, после изучения цен на самолеты и паромы был принят мною однозначно выгодный план в плане затрат на транспорт. Автобус Санкт-Петербург-Хельсинки. Потом паром Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки. Если удается уложиться в Швеции за 8 часов то смело можно покупать так называемый круиз, что позволило сэкономит порядка 250 евро. В ожидании парома, посадка на который начиналась в 16 часов пришлось погулять по улицам праздничного города. Что можно отметить, живут финны достаточно скромно в плане украшения своего города. У нас гораздо красивее.

Ожидание скрасила не по декабрьский солнечная и теплая погода. Зеленая травка на побережье, плеск волн Балтийского моря, и солнце отнюдь не напоминали конец декабря 2016 года.

Но вот пришло время посадки и я пошел к паромному терминалу.

Если честно то даже не ожидал в первый день после рождества такое количество пассажиров, мне казалось что будет полупустой паром, так как все празднуют рождество в кругу семьи. Но не тут то было. Еще одним современным удивлением это было кто ехал на пароме. До этого раньше я достаточно часто пользовался услугами паромных переправ Викиг Лайн или Силья Лайн на этом маршруте. Особенно в летние периоды, когда перегонял автомобили из Германии. Основной контингент это конечно были Шведы, Финны. Но тут были сотни туристов с Китая и очень много так называемых беженцев из стран Ближнего Востока и Сомали. Европейцев было порядка процентов 30 от всего количества пассажиров. Меняется Европа на глазах, что ни говори. Ну да ладно, к вопросу расовой принадлежности я толерантный, все люди наверное братья. Едем. Четко по расписанию наша «Мариэлла» отдала швартовы и пошла на выход в ночное море. На борту парома программы весьма разнообразные, их задача максимально заставить пассажиров потратить свои деньги со вкусом. Магазины, бары, казино принялись за работу. Но этим опытных перегонщиков уже не удивить и соблазнить, мы находимся при исполнении трудовых обязанностей и прочь соблазны. Спать в каюту, завтра ответственный день. Наутро после крепкого завтрака, наше судно шло мимо очень живописного побережья шведских шхер. Даже в декабре пейзаж вокруг завораживает своей красотой. Сотни островков с красивыми на них домиками, причалами, террасами.

К 10 утра по шведскому времени четко по расписанию не смотря на сильный ночью ветер и волны в море, мы прибыли практически в центр одного из самых красивых городов мира. Побаиваясь за ограниченной количество времени, надо было успеть на этот же паром уход которого был в 16-30 по шведскому времени, я решил воспользоваться услугами такси и побыстрее добраться до автосалона, так как по опыту иногда возникали временные задержки при оформлении которые в данной ситуации могут очень дорого стоить. Опоздав на паром терялся не только билет, а терялся драгоценный день для таможенного оформления. Ну что можно сказать про такси под уставший фольксваген Кэдди с арабом за рулем по цене дороже круиза Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки. Очень дорого. В 10 раз дороже общественного транспорта. Так что на будущее такси в Стокгольме 10 раз меряем один режем. Если не сильно жмет то есть совершенно замечательный и комфортабельный общественный транспорт. В течении 30 минут я уже был перед воротами автосалона в котором стоял наш Ниссан. Через 5 минут я уже встретился с продавцом, с которым общались по поводу покупки. Тут же мне он вручил ключи от машины и сказал что могу ее осмотреть и сделать тест драйв, при этом он занялся своими делами.

Честно скажем странный продавец. Очень двойственный впечатления остались от него после покупки машины. С одной стороны это хорошо когда тебе не смотрят в спину когда осматриваешь автомобиль, никто не домогается с рассказами о чудесном состоянии и не отвлекает от осмотра. Бери ключи, машина стоит там то если хочешь езжай катайся. Ни каких залогов и т. д. Полное безразличие. Спокойно осмотрев машину, проверил толщину краски прибором, ознакомившись с сервисными документами, я сделал тест драйв. Как и заверяли, машина оказалась в достойном техническом состоянии. Было несколько маленьких вопросов по повреждению деталей интерьера, но  связавшись с покупателем и отправив ему фото, пришли к решению что это сущие пустяки. После осмотра настал момент оформления документов и расчета. Тут же были распечатаны купчие, квитанции, что самое интересное без проблем деньги были пересчитаны и приняты в евро. Меня очень сильно поразила процедура оформления экспорта. Ни каких тебе декларации типа EX1  принятых в Евросоюзе и отмеченных в таможне. Только требование после таможенного оформления машины в России выслать копии российских ПТС и вернуть обратно шведские номера на которых была машина и все. Я несколько раз переспросил действительно ли этого достаточно для возмещения потом НДС, который на этой машине составлял 2200 евро.  Но слова это одно, еще попросил письменно на электронную почту подтвердить условия возврата денег.  Со слов продавца только номера и копия русского птс и все. Еще поразила это страхование гражданской ответственности. На вопрос где я могу оформить грин карту на эту машину, продавец  сделал круглые глаза- что это такое? Он не знает что такое грин-карта. И сделал распечатку с интернета с номером референции страховки, с объяснением что дескать машина сегодня снята с учета на экспорт и поэтому так как она была застрахована до этого, действует страховка еще 2 недели в том числе и по России.  Мол типа все так уезжали из Швеции. Либо все гениальное просто, либо обманул. Так как по пути никто не просил страховку. Что можно сказать про отношения продавец покупатель. Одно слово Икея. Красиво, стильно но под этим всем дешевые прессованные древесные стружки. Тебе улыбаются, жмут руку, надо отдать должное без подписания купчих по интернет, на словах  готовят машину на экспорт и не продают другим., но иди смотри сам, мне неинтересно продать тебе эту машину, во время оформления документов просто поразила ситуация, когда продавец встал, подошел к кофемашине налил себе кофе и сел за стол не предложив тоже это своему покупателю.  Вот тут я запутался. Даже маленькие жуликоватые турецкие и румынские перекупщики машин вели себя более гостеприимно. Тут совсем  хочется вспоминать Голландию, где тебя накормят и напоят в момент  еще обсуждения сделки… Да холодные Скандинавы. В дальнейшем это отношение проявилось еще ярче. Что возврат денег НДС приобрел вид  игры- в одни ворота. Пишешь письма молчат, звонишь по телефону, не берут трубку. Получили деньги и все пока, ты не интересен. То некогда с тобой говорить, то лень разбираться с реквизитами российского банка.  Ну да ладно, забрав машину, коротая время до парома поехал осмотрел окрестности.

Необычайно красивая суровая северная природа, красивый город Стокгольм. К 15-00 часам я прибыл уже на купленной машине на терминал Викинг Лайн. Заранее еще в Хельсинки при регистрации мне был распечатан погрузочный талон на автомобиль, и я без проблем быстро заехал в зону погрузки автомобилей.

После завершения загрузки грузовиков поступила команда на заезд в нутро судна легковушек. Перед погрузкой я посмотрел прогноз погоды по маршруту и был слегка удивлен ветер 20-25 метров в секунду волны до 5-6 метров. Поэтому прикинувшись русским валенком «их бин-не понимай по вашему» поставил машину подальше  в уголок от соседских автомобилей на всякий случай. Так как они никак не крепятся к палубе, и не хорошо затянутый ручник или оставленная на нейтрали машина соседа может легко тебе подпортить внешность. 

В 16-30 наш паром отправился в обратный путь. Волнение о том что не получится купить машину или возникнут какие то накладки, было позади. Тихий спокойный вечер. Ужин и спать в каюту.  Стокгольм достаточно далеко находится от открытого моря. Судну необходимо порядка примерно 3 часа что бы выйти в море.  Этот момент я ощутил в каюте, когда поверхность кровати стала периодически проваливаться куда-то вниз, а потом стремилась вверх. Выглянув в иллюминатор за бортом началось светопреставление, большие волны, сильный ветер. 13 палубный лайнер как коробок пляшет по волнам. Счастливы только детишки, с визгом бегающие по качающимся коридорам. После неспокойной ночи, мы утром прибыли обратно в Хельсинки. Яркое солнце на небе помогло забыть ночные тревоги.  Гаражная палуба открыта и я начал свой путь в направлении родного Питера.

Дорога знакомая и родная. Сколько машин было перегнано по ней уже и не счесть. Перед границей традиционные заезды в магазины по кофе с колбаской сыром и фейри и бегом домой в Россию. На паспортном контроле финские пограничники проверили документы на машину и без слов поставили штампик в паспорт.

Путь в Россию открыт.  Заехав в терминал погранперехода Торфяновка, под косые взгляды стоящих в длинной очереди финнов я проехал до наших пограничников. Так как машина была на обычных шведских номерах, мой маневр вызвал бурю недовольства гостей нашей страны. Но купленные машины на Торфяновке уже много лет оформляются на специальной полосе, которую в данное время по причине отсутствия таковых, стали выделять для оформления временного ввоза иностранцев.  Быстрая процедура паспортного контроля и вот настал момент оформления ввоза в таможне.  Сотрудники были изрядно удивлены что приехала купленная машина. В течении часа искали инспектора который ее сможет оформит. На погранпереходе открывается процедура оформления внутри таможенного транзита к месту оформления. То есть, фиксируется момент пересечения товара таможенной границы, кто купил этот товар, кто его везет и где он будет оформляться. Через час освободился нужный инспектор, на удивление мы знакомы еще с времен массового перегона. Поэтому весь процесс в дальнейшем прошел быстро в  сопровождении непринужденной беседы и воспоминаний прошлых лет.  Таможенная расписка проверена, гарантийный сертификат отмечен, до Питера 200 км. В документах проставлен срок доставки машины до таможни назначения до 29 декабря, но время наше все.  Под всеми парами полетел в сторону Питера. Еще с границы связался с таможенными брокерами и заказчиком что бы скорректировать суммы внесенного депозита, при необходимости их пополнить, так как окончательная сумма таможенных платежей принимается в рублях по курсу на момент подачи таможенной декларации в месте окончательного оформления, в нашем случае это  пост центральной акцизной  таможни. В районе 18 часов вечера счастливый заказчик увидел свой автомобиль, перехватив меня на трассе, заодно ему перегрузили комплект летней резины, с которой был продана машина.  Как приятно видеть счастливое лицо своего клиента в такие моменты, Он получил именно то что хотел. Что еще это несколько дней назад было картинкой в интернет с кучей проблем, и вот можно погладить руль, пощелкать мультимедиа, прохватить кружок  другой . Но мы торопимся на терминал. Вечером наш Ниссанчик благополучно достиг  парковки склада временного хранения и приготовился поменять подданство. 

Таможня.

Слаженная работа брокеров, предварительная подготовка и внимательно слежение за колебанием курсов валют позволило оформить машину за 3 часа. К обеду минивенчик уже имел русский ПТС и был готов примерить на себя русские номера. Все перегон завершен. И на сладкое при окончательном расчете за автомобиль, удалось сэкономить  и сделать скидку заказчику 1000 евро, это был обещанный мною новогодний подарок. В результате автомобиль получился  13100 евро что было на порядок дешевле заявленного бюджета.